Права и обязанности детей

30.04.2014

Цель:

1.Дать детям представление о правах и обязанностях в семье.

2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход классного часа

  • Добрый день, дорогие ребята, учителя, гости!

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашей очередной игровой программе.

· Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

  • Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

· Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

  • А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что - это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята, прежде чем назвать тему нашей сегодняшней игровой программы, посмотрите, какие красивые предложения записаны на экране, давайте их прочтем.

(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.

- А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

- Но без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

«Как хорошо, что есть такое слово.

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы ...

Если бы на Земле не было любви!»

- Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье? (Да)

- Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).

- Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.

Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

- Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается».

1). С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это (разрешается), (запрещается).

· Мы считаем, что это - право ребенка

· право жить с родителями

·

…………………………….................................................................... .

2). Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

Это (разрешается), (запрещается).

  • Мы решили, что это право ребенка свободно выражать свои взгляды и мнения

· ……………………………………………………………………………… .

3). Подарить ребенку жизнь

Маме с папой (разрешается), (запрещается).

· Мы считаем, что это право ребенка на жизнь ................................... .

4). Вот в углу стоит мальчишка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (разрешается), (запрещается).

· Мы думаем, что это право ребенка на защиту от насилия

· …………………………………………………………………………..

5). Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать.

Это (разрешается), (запрещается).

  • Мы считаем, что это право на образование

· …………………………………………. .

(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, а дети выбирают подходящие к своим заданиям).

- Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз повторим и запомним.

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

- Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.

А давайте мы с вами заглянем в гости к одной хорошей семье.

-Однажды второклассник Вова Колесников пришёл из школы домой. (Учитель прикрепляет на доску картинку мальчика).

В: Привет всем! Я пришёл.

Мама: Как дела, сынок? (Картинка на доску).

Бабушка: Что нового узнал, внучок? (Картинка на доску).

!В: Сегодня мы познакомились с документом в котором записаны все права ребёнка. Теперь я знаю все свои права.

Папа: Какой же ты ребёнок? Почти с бабушку ростом

В: Ребёнок – это человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. И вообще, я есть хочу. А ребёнок имеет право на достаточное питание.

М: Обед уже на столе. Когда покушаешь, вымой посуду, а я на работу.

В: Не буду я мыть посуду! Детей нельзя использовать в качестве рабочей силы.

- Пообедал Вова и стал на улицу собираться

: Б Внучок, ты куда? Уроки не выучил, книгу не почитал.

В: А между прочим, дети имеют право на отдых!

- Папу расстроило такое поведение сына и он решил поговорить с Вовой.

П: Ты сегодня весь день говоришь о документе, который приняла Организация Объединенных Наций в 1989 г. И называлась «Конвенция о правах ребенка».

Конвенция – это договор, в котором государства дают обязательства соблюдать права каждого ребенка.

В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права.

П: Свои права ты знаешь на отлично.

- Человек может пользоваться только теми своими правами, которые не нарушают права других людей.

-Но разные в жизни обстоятельства требуют выполнения обязательства. Наравне с правами, в Конституции, в «Семейном кодексе», в Законе «Об образовании», в Уставе школы прописаны обязанности ребёнка.

-Знаете ли вы свои обязанности?

-Вот основные ваши обязанности:

1. Помогать семье и родителям по дому.

2. Учиться в школе, соблюдать правила распорядка и поведения.

3. Охранять окружающую среду.

4. Охранять свое здоровье и здоровье окружающих.

· Занятие спортом, закаливание, режим дня, гигиена;

· Соблюдение правил безопасности жизни. Каких? (Пожарной безопасности, работы с электроприборами, дорожно-транспортной, правил поведения на улице).

Когда ребята не выполняют свои обязанности, особенно касающиеся соблюдения (правил) безопасности жизни, случаются всякие происшествия.

Какие?

И, конечно, теперь необходимо вспомнить телефоны, которые помогают в экстренных случаях.

- А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.

«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

- А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.

Обязанности ребенка в семье

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)

Причины выполнения своих обязанностей

Причины невыполнения своих обязанностей

- любил свою маму

- был заботливый

- внимательный

- трудолюбивый

- добрый

- воспитанный

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- и т. д.

- не любили свою маму

- не были заботливыми

- были невнимательными

- были ленивыми

- злыми

- невоспитанными

- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- и т. д.

- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения:

Учусь поступать правильно:

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

ам себя контролирую, проверяю.

А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Молодцы, ребята!

Права, обязанности надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите, пожалуйста. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

- Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т.д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т.д.)

- Правильно, ребята! А чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».

(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

  • А сейчас, уважаемые родители и ребята, я предлагаю вам, сказать друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).

- Спасибо. Мы говорим «Люблю»

И звезды светят ярче.

Мы говорим «Люблю»,

Глаза лучатся счастьем.

Мы говорим «Люблю

И радость в дом приходит.

  • Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, чем больше будем заботиться друг о друге, тем крепче и дружнее будут наши семьи.



← Повернутися до списку


Матеріали готуються ...

Повернутися до розділу

На головну...