Права и обязанности (4 класс)

Презентация к разработке

Цели занятия:

Объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьников;

Повышать правовую грамотность учащихся;

Развивать у учащихся навыки свободного рассуждения на правовые и жизненные темы, умению отстаивать свою точку зрения;

Формирование жизненной компетентности учащихся, подготовка к самостоятельной жизни в обществе. 

Ход занятия

Ученик. В школе каждый день за партой

Все мы дружною семьёй

По учебникам и картам

Изучаем край родной.

И права ребёнка тоже

Всем ребятам надо знать.

Ну, а главное – законы

Все должны мы выполнять.

Учитель.

Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое законы? Слайд № 3

Ученик.

Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

Ученица.

Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 28 июня 1996 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Учитель.

Итак, Конституция (показывает брошюру) – основной закон, по которому мы с вами живём.

- Что записано в Конституции?

Ученик.

В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.

Учитель.

Что же такое право? Слайд № 4

Ученица.

Право это:

- охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять;

- совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Ученик.

Существуют - гражданское право, трудовое право, конституционное право, административное право, уголовное право, процессуальное право, семейное право. Особая роль принадлежит международному праву.

Ученица.

Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ученик. Ребёнок без дома,

Ребёнок без школы,

Ребёнок без круга семьи.

Ребёнок без прав,

А кто виноват - Не ответите вы?

(Александра Репикова)

Учитель.

Ответ есть в Конвенции о правах ребёнка – в первую очередь отвечают за ребёнка родители. Только им ребята быстрее доверят тайну. И только их в первую очередь послушают дети. Если им плохо, они бегут к маме. А мама всё поймёт… Песня

- А что же такое Конвенция? Слайд № 5

Ученица.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ученик.

Конвенция о правах ребёнка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединённых Наций.

Ученица.

Для Украины Конвенция вступила в силу 27 сентября 1991года.

Учитель.

Для того чтобы вам было легче запомнить эти права, их изобразили на знаках запрещающих и разрешающих. Они похожи на знаки Дорожного движения, которые мы с вами хорошо знаем. Слайд № 6

Игра

1.Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка разрешается.

2.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

3.С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это разрешается.

4.Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.

5.Рисовать и петь, учиться.

Если заболел – лечиться.

Это разрешается.

6.Этот трудится ребенок.

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

7.Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается.

8.Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

Учитель.

Каждый человек, а тем более ребёнок имеет право на защиту, на спокойное счастливое детство.

Ученик. Берегите детство! Ведь для всех людей

Детство - это радость,

Смех, улыбка, доброта,

Красота и чистота,

Простота, наивность это,

Это то, чего нельзя

Позабыть нам никогда.

Учитель.

- Какие основные права защищают личность человека? Слайд № 7

1. Право на жизнь

2. Право на медицинскую помощь

3. Право на бесплатное образование

4. Право на отдых

5. Право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды

6. Право выражать своё мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов

7. Право на приемлемый образ жизни

8. Право на имя при рождении

9. Право на воспитание в семейном окружении

10. Эксплуатация детей запрещена

Сценка (разыгрывают учащиеся класса)

Учитель:

Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую ситуацию:

Сценка

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть.

(Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка

(садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель:

- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми. Слайд № 8

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Обязанности:

- слушаться родителей и лиц, их заменяющих,

- принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;

- получить основное общее образование (9 классов);

- соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

- соблюдать правила поведения в школе,

- уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников),

- ходить опрятным.

Учитель.

В случае нарушения, каких либо прав, куда можно обратиться?...

Суд Слайд № 9

Секретарь:

Прошу всех встать, суд идет! (Входит судья).

Прошу садиться.

Судья:

Сегодня мы рассматриваем дело по обвинению ученицы нашего класса в неблаговидных поступках. Суть его сводится к тому, что:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу …

Прошу внести потерпевшего. (Вносят игрушку медведя с завязанной лапой).

Так как пострадавший не может дать показания, ему назначена группа защиты и адвокат, в роли которого выступает ………………………., займите, пожалуйста, свое место (таблички «истец», «адвокат»). Ответчиком является ……………………………, с ней выступает ее адвокат ………………………. и группа поддержки. Прошу занять свое место. В роли судьи выступает ………………... Вести дело помогут секретарь………………………..и консультант……………………….. У сторон есть возражения по составу суда? Кроме этого, в зале присутствуют свидетели и зрители. По сути вопроса прошу выступить сторону обвинения.

Обвинитель:

Ваша честь. Ученица нашего класса ………………………совершила проступок, не простительный для девочки. Она небрежно отнеслась к своей игрушке, допустив ее порчу. Мы считаем, что своим поступком …………. обидела, оскорбила игрушку, с которой раньше охотно играла, и которая доставила ей столько радости! Кроме этого, считаем, что таким поступком она нанесла материальный ущерб своей семье, потратившей определенную сумму денег на покупку этой игрушки.

Судья:

Слово для защиты предоставляется адвокату ответчицы.

Адвокат:

Ваша честь. Прежде всего, мы хотели бы отметить, что речь идет не о человеке, а об игрушке, которая не может чувствовать и совершать поступки, а значит, не является личностью, не может ощущать боль и обиду. Кроме этого, данная игрушка является собственностью …………., а значит, она имеет право делать с ней все, что угодно. Еще мы хотели бы обратить внимание судьи на то, что этот поступок был совершен достаточно давно, когда …………….была еще маленькая. Считаем, что данные доводы оправдывают поступок нашей подзащитной.

Судья:

Со стороны обвинения есть что дополнить, возразить?

Обвинитель:

Ваша честь. Мы понимаем, что это только игрушка. Но, играя с ней, …………….фантазировала, давала ей какую-то роль, общалась с ней через собственные чувства и эмоции. Значит, она одушевляла медведя. А то, что девочка была еще маленькая, частично оправдывает ее, но на уроке мы изучали, что уже в детском возрасте формируется характер, а значит, такой поступок может послужить формированию у нее отрицательных черт характера, а значит и личности. Вопрос о собственности тоже вызывает сомнения: ведь……………….еще не зарабатывает сама денег, а игрушка куплена на деньги родителей, значит, является собственностью семьи.

Судья:

Что может сказать ответчик по данному вопросу?

Девочка:

Ваша честь. Но ведь это подарок, а значит, это моя вещь. Следовательно, я имею право распоряжаться ей по своему усмотрению. Прошу обратить внимание на то, что в обвинении сказано: «Уронили мишку …», то есть, не указывается, кто конкретно совершил этот проступок. Я заявляю, что не совершала этого, а повредил игрушку мой младший брат, ему было тогда всего 3 года.

Судья:

Так как в ходе разбирательства открылись новые факты, то в данной ситуации суд не имеет возможности вынести решение. Предлагается более детально изучить дело. В судебном деле объявляется перерыв.

Секретарь:

Прошу всех встать. (Судья уходит).

Физкультминутка

Секретарь:

Прошу всех встать, суд идет! (Входит судья).

Прошу садиться.

Судья:

Перед вынесением решения по данному делу, прошу выступить стороны с заключительным словом.

Обвинитель:

Ваша честь. Мы продолжаем настаивать на том, что в данной ситуации виновата …………….. Она нарушила права, связанные с защитой личности человека, а именно: было нарушено право на жизнь, право на личную безопасность и неприкосновенность, так как мишке была нанесена травма, опасная для жизни. Учитывая, что эта игрушка – собственность тех, кто ее покупал, то есть ее родителей, нанесен материальный ущерб семье.

Адвокат:

Ваша честь. Мы считаем, что наша подзащитная не виновата: она не наносила травму мишке и она утверждает, что в ее отсутствие это сделал младший брат. Ввиду того, что он еще очень маленький, ему всего три года, он не может отвечать за свои поступки.

Судья:

Оглашается решение суда. Суд выносит оправдательный приговор, так как не находит в данном поступке преступных действий со стороны ………………………., хотя и соглашается с мнением обвинения в том, что надо относиться бережно к своим вещам, тем более что они действительно являются собственностью семьи. В обществе существуют еще одни правила – правила морали или нравственности. Именно нормы морали ставят человека перед проблемой: как поступить. В связи с этим, данный поступок признан аморальным, но не со стороны ……………, а со стороны ее младшего брата, совершившего проступок неосознанно. ……………же даем пожелание: объяснить младшему брату, как надо обращаться с игрушками и научить его играть. Сторонам понятно решение суда? Кто еще хотел бы высказаться?

Девочка:

Ваша честь. Я признательна вам за это решение, но про мишку хотела бы сказать, что:

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

(Берет мишку и сажает рядом с собой).

Судья:

На этом считаю данное дело закрытым.

Викторина.Слайд № 10

1. Ученица.

Девочка хорошая по лесу идёт,

Но не знает девочка,

Что опасность её ждёт.

За кустами светится

Пара злющих глаз,

Кто-то страшный встретится

Девочке сейчас.

Кто расспросит девочку

Об её пути?

Кто обманет бабушку,

Чтобы в дом войти?

Какое право нарушено в этой сказке?

Право на жизнь

Но такое право было не всегда. В древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось очень

много приютов для младенцев, бедные люди, родители клали своих детей в корзины и подбрасывали «добрым людям». А если в сильные морозы таких людей не оказывалось по близости? Это история. Слайд № 11

2. В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.

Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился?

Право на собственную личную жизнь

Каждый ребенок сам может выбирать себе друзей, и никто не должен его выпытывать: о чем это вы там шепчетесь? Никто не смеет указывать: с этим не дружи! Такую музыку не слушай! Думай только так, а не иначе! Конечно, это не значит, что родителям должно быть все равно, с кем ты дружишь, где бываешь, как одеваешься. Они могут посоветовать, убедить, объяснить тебе, что им не нравится в твоем поведении. Но никто не имеет права вмешиваться и силой переделывать жизнь человека по-своему. Слайд № 12

3. В «Сказке о мертвой царевне» А.С. Пушкина есть такие строчки, выражающие приказ:

Свесть Царевну в глушь лесную,

И, связав ее, живую,

Под сосной оставить там

На съедение волкам!

В чем так провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребенка?

Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребенка.

Оказывается, есть еще люди, готовые дразнить и обижать детей за то, что они иной национальности, религии, другого цвета кожи. Встречаются и такие воспитатели, которые жестоко наказывают за каждую шалость, непослушание или просто бьют, пользуясь своей силой. Каждое государство, подписав Конвенцию, обещает защитить своего маленького гражданина и покарать того, кто жестоко обращается с детьми. Слайд № 13

4. «Много чудесных подарков получила новорожденная принцесса, и вдруг во Дворце появилась злая Ведьма.

– Вы не пригласили меня на крестины? – сказала она Королю и Королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрет».

Из какой сказки этот отрывок?

Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей.

Какое право она нарушила?

Ребенок не отвечает за провинность родителей, что бы они ни совершили.

Может быть, они нарушили закон или обидели кого-то, все равно нельзя упрекать, унижать, наказывать ребенка за то, что у него «такие» родители. Государство не допустит, чтобы дети страдали из-за проступков родителей. Слайд № 14

5. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

Право на отдых

Худенькое личико,

Быстрые глаза.

Маленькие ручки

В мозолях всегда.

Плохие родители не знают о том,

Что все имеют право на отдых

И на дом. Слайд № 15

6. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался, каким правом?

Право на бесплатное образование

Открыты все пути у нас

Без края, без преграды,

Но школьникам сейчас

Пока учиться надо.

Учёба - очень интересный труд,

Нам силу, радость

Знания несут. Слайд № 16

7. «– Сейчас же отопри дверь, – прорычал Волк, – а не то я ее выломаю!

– Дом поросенка – это его крепость, – сказал Наф – Наф своим братьям, и они приготовились защищаться».

Из какой это сказки?

Какое право было нарушено в этой сказке Волком?

Право на неприкосновенность жилища.

Ребенок имеет право спокойно жить в своем доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. Никто не имеет права заставить тебя открыть дверь! Ни самый главный начальник, ни генерал. В своем доме ты главнее любого из них! Никому не позволено силой врываться в чужой дом. Каждый человек должен чувствовать себя дома в безопасности. Слайд № 17

8. «– Рубите ей голову! – крикнула Королева. – Пусть выносят приговор, а виновата она или нет – потом разберемся!»

Так распоряжалась Королева из сказки Л. Кэролл «Алиса в стране чудес».

Какое нарушение прав человека она нарушала?

Никого нельзя наказывать без суда.

Слайд № 18

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.


← Повернутися до списку


Матеріали готуються ...

Повернутися до розділу

На головну...