Переместительное свойство сложения (1 класс)

Презентация

Цель урока: ознакомить с правилом перестановки слагаемых; научить применять правило перестановки слагаемых на практике; закрепить умения составлять две суммы и две разности к рисунку, закрепить изученные случаи сложения и вычитания, сравнения однозначных чисел; развивать внимание, логическое мышление, память, умение давать полный и правильный ответ на поставленный вопрос, любознательность; воспитывать позитивное отношение к урокам математики.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, бортовой журнал, раздаточный счетный материал (по 2 синих и по 3 красных звездочки на каждого учащегося), компьютер, математические веера.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

ІІ. Подготовка к восприятию материала или актуализация опорных знаний, умений, представлений и чувственного опыта

Выразительное чтение стихотворения:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:
- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Доброе утро длится до вечера. (В.Кривошеев)

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

- Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Все они хотят увидеть, как вы работаете на уроке, как вы любите математику. Повернитесь и поздоровайтесь с ними. Садитесь.

- Ребята, посмотрите, сегодня по электронной почте к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. (Слайд 2)

Дорогие ребята!

Я слышал, что вы смелые, дружные и сообразительные дети, хорошие математики. Вы умеете решать задачи, примеры, увлекаетесь головоломками. Сегодня я приглашаю вас в морское путешествие к ОСТРОВУ СОКРОВИЩ.

Во время путешествия вы узнаете, одно из свойств сложения, будете решать задачи, примеры, поможете тем, кто нуждается в вашей помощи.

Мой корабль находится на пристани. А его название вы сможете узнать, решив примеры.

Капитан Врунгель

- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие?(Слайд 3)

1. Устный счет

1). Решение примеров

- Тогда давайте решим примеры. И мы узнаем, как называется наш корабль, на котором мы отправимся в путешествие. (Слайд 4)

10 – 2 – 2 7 – 3

2 + 3 6 + 2

6 + 1 2 + 8 – 1

- Как же называется наш корабль? (ПОБЕДА)(Слайд 5)

- Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием, и сейчас нас ждет следующее испытание.

2). Игра «Молчанка» (Слайд 6)

- Для того чтобы попасть на корабль, необходим билет. Ваш билет – правильное решение примеров. Будьте очень внимательны. Ребята, вы будете показывать ответы флажками, как на корабле, на которых написаны цифры. Возьмите математические веера.

Увеличьте 7 на 2;

Уменьшите 9 на 4;

Покажите число, предшествующее числу 9;

Покажите число, следующее за числом 2;

Найдите сумму чисел 4 и 2;

Найдите разность чисел 9 и 2;

На сколько 3 меньше, чем 7?

На сколько 9 больше 8?

Какое число меньше 5 на 3?

9,5,8,3,6,7,4,1,2

3). Задачи в стихах

- А сейчас, ребята, я вам прочту задачи в стихах, а вы отвечайте быстро и правильно.

1. Пять голубей на крышу сели.

Два еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (5+2=7) (Слайд 7)

2. Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8) (Слайд 8)

3. Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось костей? (6-2=4). (Слайд 9)

- Ребята, а кто из вас был самым внимательным и заметил, какое число мы ни разу не использовали при устном счете? (Число 10) (Слайд 10)

2. Каллиграфическая минутка

- Мы поднимаемся на корабль, занимаем свои места. (Слайд 11) Проверьте, чтобы на корабле был порядок, все вещи лежали аккуратно. Вы видите перед собой бортовой журнал.

- Бортовой журнал - главный документ на корабле. В нем записываются все события, которые происходят на борту корабля. Вести бортовой журнал надо красиво, аккуратно, чисто. «Кто аккуратен, тот людям приятен». А моряки всегда приятный народ.

- Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о какой цифре идет речь.

Есть цифра ноль, не спорю,

Ноль я на море видал.

Ходят корабли по морю,

И у них есть ноль-штурвал.

- Давайте запишем эту цифру. Минутка каллиграфии.

ІV. Сообщение темы, цели, задач урока

Повторение состава числа 10

- Наш корабль подплывает к острову, где нас встречает умная Черепаха. Она подготовила интересное задание. (Слайд 12)

- Посмотрите задание №1 в бортовых журналах. Чтобы его выполнить, нам надо вспомнить состав числа 10. (Дети выполняют 1-е задание в журналах самостоятельно)

- Проверим, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 13)

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. (Слайд 14)

- Ребята, вам при заселении домика цифрами вы использовали одно из свойств сложения, а какое это свойство мы узнаем сегодня на уроке.

V. Изучение нового материала (первичное усвоение)

Повторение взаимосвязи между сложением и вычитанием

-И для этого, нам нужно повторить взаимосвязь между действием сложениям и вычитания. (Слайд 15)

- Три помидора и еще два помидора – это пять помидоров.

- Проверим действие сложения вычитанием.

- Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое и наоборот. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

- Следующее задание. Составить два выражения на нахождение суммы к рисунку. (Слайд 16)

- Сколько улиток ползет? (3 улитки).

- Сколько улиток их догоняет? (5 улиток).

- Сколько всего улиток ползет?

- Составьте две суммы к рисунку. (3+5=8, 5+3=8)

VІ. Осмысление новых знаний, умений

- А сейчас, мы узнаем одно из свойств сложения. (Слайды 17 - 22)

- Сколько изображено книг в синих обложках? (2 книги)

- Ребята, Черепаха разложила вам морские звезды. Положите на парту слева столько же синих морских звездочек.

- Сколько книг в красных обложках? (3 книги).

- Придвиньте к синим красные звездочки.

- Сколько всего книг? (5).

- Сколько у вас фигур на партах? (5).

- Как получили число 5? (К 2 прибавили 3)

Работа в бортовых журналах

- Как запишем выражение? (2+3=5). /Сверяем свои записи с записями на слайде/

- Как называется число 2 при действии сложения? (Первое слагаемое).

- Как называется число 3 при действии сложения? (Второе слагаемое).

- Как называется число 5? (Значение суммы).

- А теперь посмотрите на экран. Что произошло? (Синие и красные книги поменялись местами).

- Какие книги теперь стоят на первом месте? (Красные).

- Сколько их? (3).

- Какие книги на втором месте? (Синие).

- Сколько их? (2).

- Сколько всего книг? (5).

- Поменяйте местами свои фигурки на партах.

- Сколько теперь красных звездочек, а сколько синих? (3 красных и 2 синих).

- Сколько всего фигур? (5).

- Составьте выражение на нахождение суммы (3+2=5) Запишите в бортовые журналы. /Сверяем свои записи с записями на слайде/

- Как теперь называются числа при действии сложения? (3 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 5 – значение суммы).

- Что произошло со слагаемыми? (Они поменялись местами)

- Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)

- Черепаха предлагает нам сделать вывод! Какой можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых сумма не изменилась.)

- Ребята, мы справились с заданием Черепахи. (Слайды 23,24)

- Теперь давайте проверим, всегда ли это свойство действует?

- Что видим на слайде? (Шагают 1 обезьяна и 3 мышки) (Слайды25 - 30)

- Составьте выражение на нахождение суммы к слайду? (1+3=4)

- Что теперь произошло? (3 мышки и 1 обезьяна поменялись местами)

- Какое выражение на нахождение суммы теперь составим? (3+1=4)

- Сравните эти значения суммы. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

- Сколько плывет дельфинов? (4) (Слайды 31 - 35)

- Сколько дельфинов плывет им на встречу? (3)

- Составьте выражение на нахождение суммы к слайду. (4+3=7)

- Что теперь произошло? (3 дельфина и 4 дельфина поменялись местами)

- Какое выражение на нахождение суммы теперь составим? (3+4=7)

- Сравните эти выражения. Что-то изменилось? (От перестановки слагаемых сумма не меняется)

- Ребята, а какое свойство мы использовали для заселения цифр в домики? (переместительное)

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданиями. Поблагодарим Черепаху и попрощаемся с ней, ведь мы с вами вежливые культурные люди.

- Наш корабль отправляется дальше. А чтобы наше путешествие было веселее, мы немного отдохнем и потанцуем.

Физкультминутка.

Под песню “Капитан” выполняются танцевальные упражнения. (Слайд 36)

VІІ. Закрепление, систематизация и обобщение материала

1. Решение задачи

- Наш корабль подплыл к ОСТРОВУ СЛОНОВ. Нас встречает Мудрый Слон, который предлагает разгадать шараду, чтобы узнать, какое будет следующее задание.

(Слайды 37 - 38)

Первая часть слова - за,
Вторая - летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. (Задача.) (Слайд 39)

- Молодцы, ребята. Запишите слово задача в бортовых журналах. А теперь послушайте задачу:

Задача:

На птичьем дворе было 5 цыплят, к ним пришли еще 3 цыпленка. Сколько цыплят стало? (Слайд 40)

- Повторите условие задачи.

- О ком говориться в задаче?

- Сколько было цыплят на птичьем дворе?

- Сколько цыплят пришло еще к ним?

- Что нужно узнать в задаче?

- Цыплят стало больше или меньше?

- Если их стало больше, каким действием мы решаем задачу? Сложением или вычитанием?

- Давайте составим выражение.

Один ученик выходит к доске и записывает решение и ответ задачи.

2. Физкультминутка на релаксацию

Тихо играет музыка. (Слайд 41) Под музыку спокойным медленным голосом учитель говорит:

Корабли по морю плыли,

К чудо-острову спешили.
Ждали там давно гостей
Первоклассных малышей.

Морской ветер гладит вам щеки и волосы. Ласковое солнышко улыбается и посылает свои яркие лучи. Галдят летящие над кормой чайки, указывают путь к острову. Им тихонько вторят дельфины.

- Морская прохлада помогла нам восстановить силы. Мы подплыли к ОСТРОВУ СОКРОВИЩ.

3. Решение неравенств

Маленький слоненок подготовил для вас примеры, а хулиганка обезьянка их перепутала. (Слайды 42 - 43) И у нас получились неравенства. Ребята, возьмите свои бортовые журналы и поможем слоненку расставить правильно знаки «<», « >», « =».

Приготовьте свои бортовые журналы.

4. Работа с геометрическим материалом

- Ой, ребята, посмотрите, что случилось... Наш корабль захватили пираты. (Слайд 44) Если мы не выдержим их испытание, они на нашем корабле увезут сокровища с острова. Ребята, быстрее за работу. Пираты оставили нам конверты с заданиями. Посмотрите это древнекитайская головоломка «Танграм».

1). Задачи на внимание. Геометрическая разминка

- Ребята, прежде чем мы начнём работать с танграмом, складывать различные фигуры, проведём геометрическую разминку. Рассмотрите внимательно картинку. Какие геометрические фигуры вы видите? (Слайд 45)

- Что лишнее? Почему? (Слайды46 - 49)

2). «Волшебный квадрат». Работа в группах

- Вам нужно будет объединиться в группы и составить из геометрических фигур картинку. Посмотрите, что можно сделать из данных танов. (Человечек, ракета, кораблик.) (Слайд 50)

- Ребята, здесь есть таны, имеющие форму круга или овала? (нет)

- Частями танграма могут быть только многоугольники.

Самостоятельная работа

5. Ряд закономерностей

Мы справились с заданием. (Слайды 51 - 52) Но посмотрите, пираты так быстро убежали, что оставили сундук с сокровищами. На сундуке висит замок. А чтобы его открыть, надо разгадать код. Посмотрите на это задание, в котором надо продолжить числовой ряд.

- Подумайте, какая закономерность в продолжении 1 ряда? (Слайд 53)

- Запишите в бортовых журналах ответы.

- Назовите следующее число. (Слайд 54)

1, 3, 5, …

- Подумайте, какая закономерность в продолжении 2 ряда? (Слайд 55)

- Назовите следующее число.

2, 4, 6,…

6. Работа с учебником

- Откройте учебник на странице 80 и посмотрите 1и 2 задание. (Устно) (Слайд 56)

- Кто изображен на картинке? (Бабочки)

- Какие 2 выражения на нахождение суммы мы можем составить?

- Какое свойство сложения мы знаем? Подходит ли оно к этим примерам?

VIII. Подведение итогов урока

- Мы разгадали код. И сейчас откроем сундук. (В сундуке находятся сокровища – шоколадные медали в блестящей фольге). (Слайд 57)

- Наше путешествие подходит к концу. Вы настоящие путешественники. Смелые, находчивые, сообразительные, дружные. Вы очень хорошо поддерживали порядок на корабле - на своих рабочих местах, аккуратно вели записи в своих бортовых журналах.

- Ребята, а вам понравилось путешествие?

- Что понравилось?

- Что не понравилось?

- На каких островах останавливались?

- Какие математические задания мы выполняли?

- А что мы узнали от умной Черепахи? (Переместительное свойство сложения)

- Давайте повторим это свойство.

В конце урока детям вручаются "сокровища" из сундука. (Слайд 58)


← Повернутися до списку


Повернутися до розділу

На головну...